О странах

БЕЛАРУСЬ

Несмотря на то, что Республика Беларусь не является членом Совета Европы, она присоединилась к многосторонним договорам в сфере защиты национальных меньшинств в рамках ООН (МПГПП, МПЭСКП, МКЛРД) и Содружества Независимых Государств (СНГ). Беларусь также подписала со своими соседями двусторонние соглашения, затрагивающие вопросы защиты меньшинств. Кроме того, «мягкое право» ООН и ОБСЕ (рекомендации и руководящие принципы в области защиты меньшинств) также имеет важное значение для защиты прав меньшинств в Беларуси.

Согласно официальным данным, из 9 504 000 жителей Беларуси беларусы составляют большинство 83,7%. Крупнейшими меньшинствами являются русские (785 100), поляки (294 500), украинцы (158 700), евреи (12 900), армяне (8 500), татары (7 300), цыгане (7 100), азербайджанцы (5 600), литовцы (5 100), молдаване (3 500), и более малочисленные этнические группы. Все меньшинства, как правило, рассредоточены по всей территории страны. Евреи, русские и украинцы – преимущественно городские жители; поляки же, наоборот, являясь наименее урбанизированным меньшинством, сосредоточены в Гродненской области, где они составляют 21,5% населения. Поляки составляют абсолютное большинство в Вороновском районе (80%) и относительное большинство в Щучинском районе. В большинстве других районов западной части Гродненской области, доля поляков составляет от 1/5 и 1/3.

Имеющиеся данные исследований показывают, что принципиальные различия между этническими беларусами и меньшинствами в социальных, экономических, политических и культурных областях отсутствуют. Следовательно, текущую ситуацию в сфере меньшинств в Беларуси можно охарактеризовать как бесконфликтную и стабильную, без резких противоречий на почве этнической принадлежности, языка, расы или религии. Это считается результатом долговременных мирных межэтнических и межконфессиональных взаимодействий, культурных сходств, долгосрочных и стабильных связей основных национальных общин внутри страны. Представительство меньшинств в государственном секторе и, в частности, на государственной службе трудно оценить в связи с недостатком информации. Имеющиеся данные относятся к 2007 г. и касаются Гродненской и Витебской областей. Они свидетельствуют об участии меньшинств на уровне местного управления, которое примерно пропорционально относительной доле данного меньшинства в общем населении региона. Однако, начиная с 2007 года доступ к официальной информации об этническом представительстве или социальном неравенстве стал проблематичен.

Доклад Ассоциации равных прав о равенстве и дискриминации в Беларуси, опубликованный в 2013 году, свидетельствуют об определенных проблемах неравенства и дискриминации в Беларуси, но признает, что они с трудом поддаются анализу, так как имеют скрытый характер и не  являются открытыми проявлениями дискриминации на этнической почве. Большинство исследований показывают, что преступления и оскорбления на почве этнической ненависти являются редким явлением.

МОЛДОВА

По данным последней национальной переписи 2004 г., проведенной в Республике Молдова, 75.81% населения назвали себя молдованами, 8,35% — украинцами, 5,95% — русскими, 4,36% — гагаузами, 2,17% — румынами, 1,94% — болгарами, и 1,32% —  представителями иных этнических групп. Молдова включает в себя два автономных региона – Приднестровье (юридически он является территорией с особым статусом, но по сути – регионом в состоянии замороженного конфликта) и Гагаузию. В течение двух десятилетий приднестровский конфликт оказывает эффект как на внутреннюю, так и внешнюю политику Молдовы. Цыганское меньшинство, несмотря на значительное число лиц, составляющих его, не является объектом позитивных мер со стороны Молдовы (к примеру, в официальных списках национальностей данная группа числится среди «других этнических групп»), а в Приднестровье – вовсе не учитывается. Кроме того, на государственном уровне до сих пор нет единого подхода в связи с названием государственного языка (‘молдавский »или« румынский»). Например, во время переписи 2004 г. 78,4% молдаван утверждали, что их родной язык – молдавский, а 18,8% — румынский. Кроме того, существуют оценки, согласно которым число людей, идентифицирующих себя как румыны должно быть значительно выше, чем данные официальной статистики.

Молдова является участником ряда многосторонних соглашений, в сфере защиты национальных меньшинств в рамках ООН (МПГПП, МПЭСКП, МКЛРД), СНГ и Совета Европы (РКНМ). Кроме того, «мягкое право» ООН и ОБСЕ  (рекомендации и руководящие принципы в области защиты меньшинств), также имеет важное значение для защиты прав меньшинств в Молдове. Тем не менее, положения Рамочной конвенции (РКНМ) не могут быть на практике применимы в Приднестровье до урегулирования замороженного конфликта.

Конституция провозглашает национальное единство Молдовы и ее народа, независимо от этнического происхождения. Законодательство о меньшинствах формально отвечает основным международным стандартам. Тем не менее, его реализация оставляет желать лучшего и часто подвергается критике. Конституционные нормы и законы носят декларативный характер, а применяемая терминология – недостаточно четкая. В 2012 г. был принят закон о борьбе с дискриминацией, но его практические результаты трудно до сих пор оценить. Тем не менее, по состоянию на 2009 г. Консультативным комитетом выявлено недостаточное распространение информации и недостаточную осведомленность населения о дискриминации, её формах и правовых последствиях. Кроме того, в 2011 году КЛРД отметил отсутствие систематического сбора информации о социальной интеграции и дискриминации.

УКРАИНА

По данным последней Всеукраинской переписи населения в 2001 году, 77,8% населения назвали себя украинцами, 17,3% — русскими, 0,6% — беларусами, 0,5% — молдаванами, 0,5% — крымскими татарами, 0,4% — болгарами, 0,4% — румынами, 0,3% — венграми, 0,3% — поляками, 0,2% — евреями, 0,2% — греками, 0,2% -татарами. Украинцы составляют этническое большинство в каждом регионе Украины, за исключением Крыма и Севастополя (данные на март 2014 года). Иной особенностью Украины является значительное использование русского языка в качестве основного языка общения, в частности на востоке и юге страны, где украинцы тем не менее составляют численное большинство.

Украина является участником ряда многосторонних соглашений, в области защиты национальных меньшинств в рамках ООН (МПГПП, МПЭСКП, МКЛРД) и СЕ (РКНМ, EХРЯ). Кроме того «мягкое право» ООН и ОБСЕ (рекомендации и руководящие принципы) в области защиты меньшинств, также имеет важное значение для защиты прав меньшинств в Украине. Однако, с марта 2014 положения законодательства Украины, связанные с меньшинствами, не могут быть на практике применены на территории Крымского полуострова.

Законодательство о меньшинствах официально отвечает основным международным стандартам. Тем не менее, его реализация на практике выявляет существенные недостатки. Нормы и законы в области защиты меньшинств часто имеют декларативный характер. В 2012 были приняты антидискриминационный закон и закон о принципах государственной языковой политики. Первый закон стал предметом ожесточенной критики, но было бы преждевременно судить об итогах его реализации в данный момент. Второй закон был отменен украинским парламентом в феврале 2014 г., но и.о. Президента ветировал данное решение и инициировал подготовку нового закона, с целью учесть «интересы Восточной и Западной Украины, а также всех этнических групп и меньшинств».

Сountries

BELARUS

Although the Republic of Belarus is not a member of the Council of Europe, it is however party to several multilateral treaties related to the protection of national minorities within the frameworks of the UN (ICCPR, ICESCR, ICERD) and the Commonwealth of Independent States (CIS). It has also signed bilateral agreements with its neighbors which deal with minority protection issues. In addition, UN and OSCE minority-related ‘soft law’ (recommendations and guidelines) is also important for the protection of minority rights in Belarus.

According to the official data, Belarusians constitute the majority by 83.7% (of 9,504,000 inhabitants). The largest minorities are Russians (785,100), Poles (294,500), Ukrainians (158,700), Jews (12,900), Armenians (8,500), Tatars (7,300), Roma (7,100), Azerbaijani (5,600), Lithuanians (5,100), Moldovans (3,500) followed by smaller ethnic groups. All minorities are generally dispersed throughout the country. However, while Jews, Russians and Ukrainians are predominantly urban residents, Poles, the least urbanized minority, are concentrated in the Hrodna region where they constitute 21.5% of the population. Poles form an absolute majority in the district of Voranava (80%) and a relative majority in the district of Ščučyn. In most of other districts in the western part of the Hrodna region, the number of Poles ranges between one fifth and one third of the population.

The available research data shows that there are no fundamental differences between ethnic Belarusians and minorities in social, economic, political or cultural areas. Consequently, the current minority situation in Belarus is being described as conflict-free and stable, without any sharp contradictions on the grounds of ethnicity, language, race or religion. This is considered an outcome of long lasting peaceful interethnic and interfaith interactions, cultural similarities, and long-term and stable ties between the main national communities within the country. Minorities’ representation in the public sector, and the civil service in particular, is difficult to estimate due to lack of information. The available figures date back to 2007 and pertain to the regions of Hrodna and Viciebsk. They indicate participation of minorities at the local level, roughly comparable with their share in the population. However, starting from 2007 it became very difficult to get any official information concerning ethnic representation or social disparities.

The Equal Rights Trust report on equality and discrimination in Belarus issued in 2013, lists certain problems of inequality and discrimination in Belarus, but admits that they are difficult to analyze since they are covert phenomena and not explicit acts of exclusion on the grounds of ethnicity. Most studies acknowledge that hate-crimes and acts of hate-speech are rare cases.

MOLDOVA

According to the last Moldovan census of 2004, 75.81% of the population declared Moldovan ethnicity, followed by Ukrainians (8.35%), Russians (5.95%), Gagauzians (4.36%), Romanians (2.17%), Bulgarians (1.94%), and other ethnic groups (1.32%). Moldova includes two autonomous regions – Transnistria (legally a territory with special status, in fact a breakaway region in the state of frozen conflict) and Gagauzia. For two decades the Transnistrian conflict has affected both the domestic and foreign policies of Moldova. The Roma minority, notwithstanding its significant numbers, is not subject to any positive measures in Moldova proper (and even figures among ‘other ethnic groups’ in official lists of ethnicities), and is neglected in the breakaway region of Transnistria. In addition, there is still no unified approach at the state level with regard to the name of the official language (‘Moldovan’ or ‘Romanian’). For instance, during the 2004 census 78.4% of Moldavans claimed their native language was ‘Moldovan’ and 18.8% claimed Romanian. Moreover, there are estimates that the number of people who identify themselves as Romanians must be much higher that the official statistics show.

Moldova is party to several multilateral agreements related to the protection of national minorities within the frameworks of the UN (ICCPR, ICESCR, ICERD), CIS and CoE (FCNM). In addition, the UN and OSCE minority-related ‘soft law’ (recommendations and guidelines) is also important for the protection of minority rights in Moldova. However, the provisions of the FCNM cannot be in practice applicable in Transnistria until the resolution of the frozen conflict.

The constitution proclaims the national unity of Moldova and of its nation regardless of ethnic origin. The legislation on minorities formally meets the main international standards. However, its implementation lags behind and is often subject to criticism. Constitutional norms and laws are declarative, and terminologies applied lack clarity. In 2012, an anti-discrimination law was adopted, but its practical outcomes are difficult to access so far. However, as of 2009 the ACFC identified insufficient spread of information and awareness about discrimination, its forms and legal consequences. Furthermore, in 2011 the CERD pointed out the absence of systematic collection of information on social integration and discrimination.

UKRAINE

According to the last Ukrainian population census in 2001, 77.8% of the population declared Ukrainian ethnicity, followed by Russians (17.3%), Belarusians (0.6%), Moldovans (0.5%), Crimean Tatars (0.5%), Bulgarians (0.4%), Romanians (0.4%), Hungarians (0.3%), Poles (0.3%), Jews (0.2%), Greeks (0.2%), Tatars (0.2%) and other ethnic groups. Ukrainians constitute the ethnic majority in every region of Ukraine, and until March 2014 with the exception of Crimea and Sevastopol. Another peculiarity of Ukraine is the significant use of Russian language as the main language of communication, in particular in the east and south of the country, where Ukrainians nevertheless remain a numerical majority.

Ukraine is party to several multilateral agreements related to the protection of national minorities within the frameworks of the UN (ICCPR, ICESCR, ICERD) and the CoE (FCNM, EChRML). In addition the UN and OSCE minority-related ‘soft law’ (recommendations and guidelines) is also important for the protection of minority rights in Ukraine. However, since March 2014 provisions of Ukrainian minority-related legislation cannot in practice be applicable in the Crimean peninsula.
The legislation on minorities formally meets the major international standards. However, its implementation demonstrates significant flaws. Minority-related norms and laws are often declarative. In 2012 the anti-discrimination law and the law on the principles of the state language policy were introduced. The former became a subject of vehement criticism, but it would be premature to access the implementation outcomes at the moment. The law was rescinded by the Ukrainian parliament in February 2014, but the interim acting President vetoed the decision and initiated preparation of a new law aimed at accommodating “the interests of both Eastern and Western Ukraine and of all ethnic groups and minorities.”